Охота и рыболовствоРыбалкаМеста → Рыбалка в Тайге

Рыбалка в Тайге

Все о рыбалке

Прибывший по расписанию вертолет забрал довольных сплавом уже бывших компаньонов и выгрузил вновь прибывших – давних товарищей из Екатеринбурга. Их было трое – Александр Германович, его однокашник Игорь и Андрей.
После многочисленных расспросов, приветов и угощения домашними пирожками приступили к выработке стратегии предстоящего маршрута.
Выдвигаться решили через день, предварительно вдумчиво обловив место стоянки. Оборудованное кострище и катамаран оставила предыдущая группа, оставалось лишь установить палатки – и вновь прибывшие тут же отправились на рыбалку. Александр Германович с другом пошли вверх по притоку, мы с Андреем решили подняться вверх по коренной реке. Наказ для обеих групп был однозначен; «Всю пойманную рыбу отпускаем!», благо от уехавшей группы остался котелок великолепной ухи и десяток копченых окуней…

Пока я на правах старожила описывал Андрею красоты окружающей нас природы и пугал его таежным экстримом, он вытащил на Fox №4 своего первого в жизни таймешонка, которого с видимым удовольствием тут же отпустил. И больше мы поклевок за 2 часа так и не увидели. Пришлось вернуться в лагерь. Там нас ждали счастливые одноклассники, умудрившиеся приволочь десяток 2-3-килограммовых щук, которых отпустить «рука не поднялась». Пришлось им два дня заниматься потрошением, готовкой и поеданием выловленных ими «трофеев»…
На третий день был дан старт нашей экспедиции.
По этому маршруту я шел первый раз, поэтому испытывал определенные опасения. Предстояло идти по фарватеру реки, искать удобные места для стоянок. Существовала вероятность, что маршрут придется проходить по малой воде. Но главный вопрос, который интересовал нас всех – найдем ли мы рыбу, хорошие места для рыбалки?
Табу по рыбе оставалось прежним – пойманный хищник должен быть весь отпущен обратно, к столу разрешалось брать только травмированные экземпляры.
Я продолжал ловить на «мышь», и у меня проблем с соблюдением принципа «поймал – отпустил» не возникало – Крупные тройники искусственной мыши «Маруси» травмировали рыбу минимально, засекая ее лишь за самый краешек пасти.
Товарищи первые пару дней ловили на «вертушки» №3-4, но затем перешли на более крупные №6. Более мелкие блесны проглатывались щукой жадно, оказываясь или в жабрах, или в пищеводе. Применение более крупных блесен существенно снизило процент покалеченной рыбы, нисколько не сказавшись на интенсивности клева.
Надо сказать, что эта группа по моему настоянию взяла минимум продуктов из расчета на человека. Предполагалось питаться большей частью «подножным кормом» рыбалкой и охотой. И надо признать, «по факту» оказалось, что продуктов из города можно было взять еще вдвое меньше…
Кстати, могу подсказать рецепт великолепного супа «Харчо», который можно быстро и вкусно приготовить в походных условиях. Если нет наваристого мясного бульона, поступаем так: в кипящую воду кладем 3-4 мелко нарезанных клубня картофеля, поджаренные на сковороде морковь и лук, банку – две тушенки. За 10 минут до снятия с огня добавляем две столовых ложки томатной пасты, 100 г риса и три – четыре головки мелко изрубленного чеснока. Дав супу настояться под закрытой крышкой минут 15, можно наслаждаться вкусом таежного харчо…

Таймешата клевали регулярно и стабильно – на входе в перекат и в сливе основной струи попадались «подростки» до 5 кг, крупнее поймать не удавалось. На плесах и ямах свирепствовали окунь и щука.
У меня перед глазами стоял «подвиг» Антона, и я совсем перестал снимать «Марусю» со снасти. Поклевки на «грызуна» происходили в 5 раз чаще, чем на «вертушку», но реализация их была обратно пропорциональна: ни одной хватки на Blue Fox не было холостой – или сход при вываживании, или рыба на берегу.
Вскоре мы вывели определенный алгоритм действий – если на «мышь» были холостые выходы, в это место подбрасывалась блесна, на которую тут же следовала надежная хватка. Чем ниже по течению мы оказывались, тем интереснее было наблюдать за моими спутниками – крики: «Таймень!.. Ох нет, щука!.. А-а-а, это окунь…» все чаще слышались с разных сторон. Причем если перспективное место по какой-либо причине оказывалось не занято «хозяином», то «мышь» тут же атаковал солидный окунь.
Несколько раз мы видели с катамарана небольшие стайки достаточно крупного хариуса, но все попытки спровоцировать его на поклевку ни к чему не приводили.
Все чаще мы проходили над сплошь покрытым водными растениями дном. Казалось бы, там, где играют на течении длинные зеленые водоросли, благородная рыба стоять не будет. Но пару раз под катамаранами неспешно проплывали метровые таймени, абсолютно не обращавшие на нас внимания – сказывалась стоящая, под 30°, жара. Крупные особи вели себя вяло, пассивно, лишь «молодежь» не давала скучать. На речных косах становилось все больше песка и все меньше гальки.
В один из дней для приготовления «остячки» тушеного окуня по – мансийски – рыболовам было дано задание добыть 8 окуней весом не меньше 0, 8 кг, что должны были подтвердить электронные весы.
Замучившись смотреть на уставших экспедиционеров, которые без остановки таскали «горбачей», не дотягивающих 100-150 г до «стандарта», я поставил 10-сантиметровый виброхвост от STORM и честно выиграл соревнование за 10 минут.
В одну из ночей к нашему лагерю подошел на 20 м медведь, но, вспугнутый выстрелами из ружья, позволил нам спокойно переночевать до утра.
Вообще в этом году практически на всех косах мы видели свежие медвежьи следы…

Очень тяжелый сплавной день выдался, когда пришлось 18 км грести против ветра в поисках хоть какого-нибудь места для стоянки – топкие болотистые берега не давали возможности не только переночевать, но и даже выйти на них.. А по карте на этом участке по обеим сторонам реки находились протяженные болота и несколько крупных озер – стариц. Весь этот день шел нудный моросящий дождь. Проходя два простейших переката, двое из экипажа искупались в холодной воде. Все грустные попытки поймать хоть какую-то рыбу были в этот день, казалось, изначально обречены на неудачу. В общем, все складывалось одно к одному. Но стоило на следующий день выглянуть солнышку, а Игорю – выловить таймешонка, как жизнь сразу наладилась и заиграла новыми красками…
Весь маршрут не. давали расслабляться жадные окуни и щуки. «Горбачи» становились все наглее и многочисленнее, щука – все крупнее. При замене средних приманок на макро поклевок случалось не меньше, только рыба хватала крупнее.
Таймень же клевал все реже и реже. Позже мы поняли причину уменьшения в уловах «белого лосося», увидев через некоторое время выкошенные луга и стога сена.
Вскоре нам повстречался манси Илья, на родовой земле которого мы, оказывается, находились в данный момент. На наш вопрос: «Как рыбалка?» он ответил, что «таймень есть, но мало, сегодня в сетку попалось на перекатах четыре небольших рыбы, всего по 5-6 кг».
Рыбалка во второй группе подходила к концу. Мы уже больше не напрягались в поисках тайменя, а к вечеру нашли площадку для посадки вертолета, которую пришлось расчистить от зарослей ивняка.
Переночевав на стане две ночи и вдоволь отведя душу на щуках и окунях, мы, с тревогой поглядывая на приближающееся зарево лесных пожаров, благополучно дождались винтокрылой машины и убыли на «базу».

Все два дня, что я в условиях цивилизации ждал прибытия третьей группы, меня отговаривали от заброса на Щёкурью – мол, и вода там в этом году малая, и заезды до меня были неудачные, да и вообще, там рыбы уже давно нет.
Но идти в третий раз по одной и той же водной артерии не было никакого желания. Хотелось разнообразия, тем более что в конце маршрута я должен был дождаться на этой реке Виктора. И я принял «волевое» решение – идем на Щёкурью!
Прибывшая из Екатеринбурга группа была технически самая оснащенная. Два спутниковых телефона, несколько GPS-приемников, шесть радий, две бензопилы, переносная станция, электропомпы для накачивания катамаранов и надувных матрасов, огромный быстро – сборный дом от MAVERIC, в котором свободно умещались мы, наши вещи и сделанный нами на месте стол с лавками – с таким комфортом сплавляться по горным рекам мне еще не приходилось.
В этой группе лишь Сергей был начинающим экспедиционером, а Андрей, Алексей, Вадим и Павел – это опытные бывалые охотники и рыболовы, постоянные мои спутники в поездках на Северный Урал и в Сибирь.
Но в этих местах вся компания оказалась впервые. Я же на Щёкурье последний раз был в июле 2008 года. То путешествие оставило самые приятные воспоминания, и я надеялся на благосклонность фортуны и в этот раз…
Сидя в вертолете и под гул винтов наблюдая за царящей среди участников суетой, я с некоторым беспокойством поглядывал в иллюминатор на бушующие на горизонте пожары. Опасения вызывал и неимоверно малый уровень воды в реке. Сверху прекрасно были видны сильно обнажившиеся косы и обмелевшие перекаты.
Увиденная с борта картина окончательно убедила в правильности принятого решения – высадиться гораздо ниже первоначально планируемой точки.
Отточенная посадка, моментальная выгрузка, быстрое и теплое прощание с экипажем – и мы оказываемся в звенящей тишине иного мира. Эмоции у компаньонов бьют через край.

Дальше уже все по знакомому сценарию – приветствие Реки, оборудование лагеря, подношение Поде. Через пару часов все хозяйственные дела улажены и самые нетерпеливые собирают спиннинги и делают первые забросы прямо напротив стоянки.
Три заброса – три 1, 5-килограммовые щуки. Когда проходит первая эйфория от такого клева, у моих товарищей возникает вопрос: «А есть ли в реке рыба покрупнее?»
С видом умудренного опытом старого ханта успокаиваю друзей и предлагаю подняться выше по течению на 500 м – там река принимает в себя крупный приток. В приустьевой яме всегда ловились крупные экземпляры, но я этого не рассказываю, надеясь преподнести рыболовам сюрприз.
Весь табор с веселым гомоном тут же устремляется на точку. По договоренности шесть разных приманок одновременно рассекая воздух, летят в яму.
Через две-три минуты 6 ровных 2-килограммовых щук оказываются на берегу. С каждым забросом картина повторяется вновь, только зубастая иногда проскакивает покрупнее – до 3, 5 кг.
Ребятам весело, а мне не до смеху. Я никак не ожидал, что надежная трофейная яма будет забита огромным количеством мелкой щуки. Неужели те, кто отговаривал меня от заброски сюда, были правы, и с серьезной рыбой у нас ничего не получится?

Оставив коллег за веселым занятием, мы с Вадимом быстрым маршем спускаемся на 100 м ниже стана, к мощному глубокому перекату. Перед входом в порог река сужается до 15 м; пройдя 40 м, основная струя резво входит во второй слив, а затем плавно переходит в спокойный широкий плес. В прошлый сплав здесь были пойманы два неплохих тайменя и несколько крупных щук.
Мы с Вадимом ставим своих «мышей» и начинаем облавливать перекат. На первом же забросе Вадик видит первый выход «хозяина» мощный бурун рядом с искусственным грызуном и через мгновение хватка – удар.
От неожиданности он мгновенно подсекает – мимо. Успокаиваю расстроенного товарища, пытаясь попутно наглядно объяснить нюансы мышкования.
Во время «лекции» на стрежне второго слива у меня происходит поклевка, за нею следует бурное сопротивление, 10-15 секунд борьбы и сход.
Я к происшедшему отношусь спокойнее – мне не раз доводилось и видеть холостые выходы, и упускать вроде бы надежно сидящего на тройнике хищника. Да и реализация поклевок на «мышь» оставляет желать лучшего – сытый «хозяин» в силу своей врожденной агрессивности, часто атакует беззащитную приманку лишь по привычке, играет с ней, отрабатывая свои охотничьи навыки.
Продолжаем ловлю. На входе струи в плес у Вадима наконец – то происходит качественная поклевка неплохого экземпляра. Видно, что делающий «свечки» таймень явно свыше 10 кг.
Стоя на другом берегу, пытаюсь помочь другу советами. На счету Вадима немало крупных сибирских щук, но таймень – совсем другое дело. Это мощный и неутомимый зверь, знающий массу приемов освобождения от приманки.
Рыбина была уже в 3 м от берега, когда мой товарищ совершил непростительную ошибку – на великолепном полутораметровом прыжке противника он дал слабину шнуру, и «Маруся», как из катапульты, выстрелила в сторону рыболова.

На друга было больно смотреть. Полностью опустошенный и раздавленный неудачным вываживанием и исходом поединка Вадим, стеная, побрел в лагерь. Там его массой веселых советов и пожеланий встретили «сочувствующие» «опытные таймешатники», уставшие к тому времени таскать щук.
Настроение у всей компании после удачного щучьего старта еще больше поднялось – хищника было много, причем активного. Осталось только «уговорить» крупного…
Уже в глубоких сумерках я опять посетил рабочий перекат и на первом же забросе вытащил первого таймешонка этого похода.
Дни сплава протекали неспешно и размеренно. Была уже середина августа, теплые дни сменялись прохладными ночами, но некоторые из нас все равно не отказывали себе в удовольствии искупаться днем в холодной воде горной реки и поспать ночью у костра. Резко, в течение пары часов, пропали и больше не появлялись комары и мошки.
Состояние внутреннего покоя и какой-то нереальности происходящего с нами грело душу. Галечные косы и стремительные перекаты, разлапистые древние кедры и густой прибрежный ивняк, посвист рябчика и тяжелые ночные удары «хозяина» напротив постоянно напоминали, что мы находимся в нелюдимом краю.
Конечно, без конкретного подтверждения эти ощущения были бы неполными. И конкретики хватало.
К шестому дню сплава по таймешонку выловили все, а у Сергея произошло и вовсе из ряда вон выходящее событие – таймений дуплет. С той поры его, что называется, зацепило: любитель поплавочной ловли на глазах преобразился в фаната спиннинга.
Между тем у меня подходил к концу календарный месяц на реке, а настоящего трофея я так на крючке и не держал.
Раз в три-четыре дня я позволял себе используя «резину» или воблер, чтобы не потерять навык, потренироваться на крупном окуне и щуке, но в глубине души ждал совсем другого – встречи с речным тигром.
К тайменю у меня свое, очень трепетное и уважительное отношение. Полностью согласен с тем, что эта прекрасная рыба внесена в Красную книгу России» и МСОП. Но рыбалка на реках Полярного Урала не запрещена, а прилов в виде тайменя непредсказуем, и ожидать его никто запретить не может. Соблюдая букву закона, мы отпускаем всех пойманных рыб согласно Правилам любительского и спортивного рыболовства Ханты-Мансийского автономного округа. А вот как поступать конкретно – менять водоем, смещаться на 1 км или на 10 м от места поимки тайменя – этого в правилах не указано.
Браконьерство и хапужничество мне и моим товарищам совершенно чуждо. И попавших в прилов и отпущенных впоследствии таймешат как факт нарушения закона я не рассматриваю. Иначе надо объявить данный регион государственным заповедником и запретить любую рыбную ловлю…
Между тем ребята не только умудрялись вываживать неожиданно клюнувшего тайменя в одиночку, но и одновременно снимать процесс на видеокамеру. Особенно ловко это получалось у Андрея. Его друг Алексей в силу своего характера позволял напарнику первым облавливать наиболее перспективные места, в результате чего неугомонный Андрей установил рекорд в личном зачете – 19 пойманных таймешат.
И надо отдать должное всем участникам похода – уговаривать кого-то отпускать редкую рыбу не приходилось. После короткой фотосессии «краснокнижные» сразу обретали свободу.
Весь таймень стоял в струе. Ловля на яме или плесе заканчивалась поимкой или зубастой, или «горбача». Щука, окунь, а ниже и язь ловились повсеместно и регулярно – и на спокойной воде, и на стремнине.
Показательный случай произошел на двухкилометровом участке. После впадения небольшого притока – ручья на трех протяженных перекатах ловившие на искусственную «мышь» рыболовы увидели около 30 выходов, но реализовали только два. А два человека, «долавливающи е» после них на Blue Fox №6, вытащили и отпустили шесть таймешат без единой холостой поклевки…
Оставался еще один день сплава, когда мы подошли к месту последней ночевки на косе. Оно было примечательным – глубокая быстрая струя напористо врывалась в узкое речное русло. Через 50 м река делала крутой поворот под прямым углом и вкатывалась в обширную закоряженную яму. Второй катамаран отстал где-то по дороге, увлекшись ловлей щук и язей.
Обустроили лагерь, и два моих напарника, схватив спиннинги, ринулись облавливать яму. Вслед за ними и я не спеша взял в руки свой проверенный боевой спиннинг…
Не знаю, что заставило меня сделать заброс прямо от катамарана в черный язык переката, но считаю, что своим упорством и преданностью я заслужил эту поклевку… Только «Маруся» приводнилась, как тут же исчезла из поля зрения. Я даже не почувствовал понял, что приманку взял настоящий «хозяин».
Мгновенная подсечка, секундное замешательство – и вот она, первая «свеча» моего достойного противника. Убежденность в надежности своей снасти наполняла душу и мышцы спокойствием и уверенностью – любимый спиннинг SHIMANO, проверенная в боях катушка с идеально выставленным фрикционом этой же фирмы, успевший внушить доверие шнур, надежнейший титановый поводок от ZALT – все внушало мысль об удачном исходе поединка…
Могучий «зверь» боролся отчаянно. Смотав 30-40 м шнура, таймень устремился вниз по течению, к спасительным корягам ямы. Вовремя остановив первый мощный рывок, я пару минут раздумывал, что делать дальше.
Решил «поднять» его подальше от коряжника обратно к точке поклевки. Минут за пять, неимоверно напрягая удилище и катушку, мне удалось это сделать. Две умопомрачительные «свечки» совершенно поразили моих компаньонов, которые враз бросились мне «на помощь», но я отогнал их крепкими фразами и продолжил держать рыбину на струе.
Таймень стоял на одном месте, как вкопанный, но вскоре совершил ошибку – поддался на настойчивые периодические «потяги» спиннингом в сторону берега. На громадной скорости он влетел на косу. Вся борьба заняла не более 8 минут. Быстрое взвешивание, сумбурное фотографирование, незабываемый момент прощания…
В тот момент я уже понимал, что предстоящий еще один месяц на рыбалке будет для меня больше познавательным, чем продуктивным, что свой лимит счастья в этой поездке я только что исчерпал. 21, 2 кг – не только личный рекорд, но и вполне достойный результат для Приполярного Урала. Долгими тропами я шел к рыбе своей мечты.
Окончание маршрута проходило под знаком добытого трофея – ребята вовсю старались, я купался в лучах славы. На следующий день мы прибыли б конечную точку экспедиции – таежную избу, откуда моих друзей должен был забрать вертолет, а я должен был дождаться Виктора.